АВТОР РАЗРАБОТКИ

СЕРГЕЙ СМИРНОВ
Научный руководитель проекта, кандидат педагогических наук,
доцент по кафедре теории и истории педагогики

Сувенир-напутствие и способ его применения

Проблемы воспитания спортсменов всегда должны быть в центре внимания спортивной организации в целом, и тренера, в частности. Не вызывает сомнений и тот факт, что символика, используемая в спортивной деятельности, обладает огромным воспитательным потенциалом. Решению проблемы использования средств символики и ритуалов посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные ученые.

Однако, анализ психолого-педагогических трудов и личный опыт использования символики как средства воспитания показывают, что в настоящее время педагогические возможности использования символов и ритуалов в подготовке спортсменов реализуются не в полном объеме.

Особенно хотелось остановиться на анализе проведения в спортивной организации такого мероприятия, как «Посвящение в спортсмены». Названия этой церемонии в организациях звучат, как правило, в соответствии с названием вида спорта: Посвящение в гимнасты, борцы, дзюдоисты и т.д. или связано с названием спортивного клуба: динамовцы, зенитовцы, спартаковцы и другие. Не изменой остается лишь суть этих мероприятий, которая является абсолютно идентичной — это процесс инициации или посвящения.

В современных словарях понятие инициации (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») рассматривается как обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества.

Это существительное чаще всего применяется в речи, когда говорится о присоединении некой персоны/группы лиц к различным религиозным, оккультным организациям или социальным институтам. Интересно, что подобные традиции характерны для любых культов: от самых примитивных до высокоразвитых. В большинстве цивилизованных обществ ныне сохранились лишь «рудименты» инициаций, утратившие свой глубинный смысл и структуру. В наши дни этот ритуал называется процесс посвящения.

Фактически инициация (посвящение) сегодня представляет собой переход на новый уровень своей личностной и социальной зрелости и получение новых инструкций для правильного прохождения новой стадии жизни.

Анализ структуры церемониала посвящения, проводимых спортивными организациями и размещенных в виде сценариев или пост-релизов в сети «Интернет», позволяет выделить следующие его основные элементы: торжественное открытие, напутственные речи социально значимых людей, в том числе, знаменитых спортсменов, произношение клятвы, вручение подарков (значков, сертификатов, дипломов, даже медалей, что, на мой взгляд, делать нельзя, т.к. медаль должна быть заслуженной, иначе, само понятие медали обесценивается) и показательные выступления спортсменов.

Толковые словари русского языка Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой трактуют напутствие как слова, пожелания отправляющемуся в путь, а также вообще поучение, советы на будущее.

В нашем случае, это путь спортсмена.

Все, без исключения, напутствия, произносимые на мероприятиях посвящения, сводятся к общепринятым наказам: стать Олимпийским чемпионом, трудиться, побеждать, не сдаваться, терпеть, преодолевать трудности и т.д. И это абсолютно верно! К сожалению, слова имеют свойство забываться.

Общеизвестным является и тот факт, что, по разным данным, от 80 % до более 90% информации человек получает и усваивает с помощью зрения.

Принятие этого факта позволяет утверждать, что внедрение в церемониал посвящения такого элемента как вручение материального объекта, на котором путь спортсмена выражен в наглядно-образной форме, позволит существенно увеличить воспитательный потенциал проводимого мероприятия, и позволит решать психолого-педагогическую задачу целеполагания и мотивации в спорте.

Этот материальный объект получил название – СУВЕНИР-НАПУТСТВИЕ «ПУТЬ ЧЕМПИОНА».

Сувенир-напутствие представляет собой изделие в виде ленты с размещенными на ней напутствиями юному спортсмену, состоящее из двух основных компонентов.

В центральной части сувенира-напутствия размещен стилизованный образ пути к мастерству, который предстоит пройти молодому человеку от посвящения до Олимпийских игр или, другими словами, весь путь от новичка до олимпийца. В основе изображения спортивного мастерства лежит графическое воплощение Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) в виде системы образов разрядных знаков, знаков спортивных и почетных званий, полученных за выполнение норм, требования и условий их выполнения в соответствующем виде спорта. Завершает иерархическую цепочку достижений стилизованный образ медали чемпиона или победителя Олимпийских игр.

На других частях сувенира-напутствия размещаются наставления, девизы, афоризмы или просто пожелания, с которым нужно идти по намеченному пути, чтобы добиться целей, обозначенных в первой части послания.

Другими словами, это лента фиксации достигнутого спортивного мастерства.

Ключевым моментом применения сувенира-напутствия является то, что воспитанник в процессе прохождения этапов многолетней спортивной подготовки замещает образы знаков, реальными заслуженными значками, полученными им при присвоении спортивного разряда или звания, тем самым визуально «движется по этому пути» и имеет возможность оценить свое место на пути к достижению цели.

Педагогическое значение сувенира-напутствия невероятно огромное: он в простой и лаконичной форме ставит перед спортсменом, родителями и тренерами конкретные цели, определяет перспективы их действий на ряд лет, намечает путь спортсмена от новичка до высшей точки спортивной карьеры, стимулирует систематические занятия спортом, способствует активной деятельности спортсмена, родителей и тренеров.

Сувенир-напутствие, в данном случае, проникнутый стержневой идеей – движения к Олимпу через прохождение определенных этапов, выступает как эффективное средство эмоционального и педагогического стимулирования, и способно, при соблюдении педагогических условий его применения, целенаправленно вызвать у ребенка потребность в определенном поведении и обусловить социально ценные мотивы такого поведения.

В основе этой закономерности лежит психолого-педагогическая идея о том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и направляют, стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов.

Сувенир-напутствие, при этом, сам выступает как символ, механизм влияния которого в воспитании подростков работает через включение когнитивной и эмоциональной сфер личности. Вызывая активную работу воображения, приобщение к смыслу, заложенных в напутствиях, помогает подростку осознать свое «Я», представить себя в новой позиции и ситуации, определить перспективы своего участия в деятельности.

Сувенир-напутствие может быть выполнен не только в виде ленты, но и в виде вымпела, книги, флага и других сувениров. Преимуществом ленты является то, что она сама по себе служит прототипом пути (дороги), а размещенная на плече спортсмена (центральная передняя часть) символизирует путь вверх, в гору, с трудностями и испытаниями. Здесь уместным будет привести слова Генри Уорда Бичера «С горы легче идти, чем в гору, но вид намного лучше с вершины».